Мироносицкая № 54, дом купца Василия Селиванова
© Андрей Парамонов (Харьков)
В городе немало улиц, которые с исторической точки зрения очень привлекательны, но я всё же люблю Мироносицкую. Не только потому, что здесь расположен архив и мой офис, но более всего ― за некое особое настроение, которое появляется у меня, когда я ступаю на её тротуары. Всё здесь знакомо, и прошлые домовладельцы, и квартиранты, их истории и семейные трагедии.
Эта улица из новых для города, она формировалась в конце XIX столетия, а большинство зданий за Бассейной улицей и вовсе строились в начале XX столетия. Некоторые дворовые места были куплены у города в надежде построить новый дом ещё в 1880-е годы. Одно из таких мест по Ново-Малос-Сумской улице (так называлась Мироносицкая до 1893 года) принадлежало дворянам Львовым, которые продали его на рубеже столетий мещанам Семену Степановичу и Анисье Петровне Богатыревым, но и они ничего не построили на участке под № 56. Сдавали его в аренду разным людям, в том числе дворянину Степану Васильевичу Гризодубову, который устроил здесь электро-механическую автомобильную мастерскую.
Надо сказать, что меркам того времени Гризодубов был чудаком! Будучи молодым человеком, он занимался опытами по электротехнике, увлекался фотографией, семью вывозил на прогулку в арендованных автомобилях. Но более всего его увлекала страсть к авиации, он строил собственные аэропланы, на что потратил сбережения матери, и все возможные доходы шли в это дело. Правда, автомастерская приносила в год не более 150 рублей, но была ещё служба в дворянском собрании, где он заведовал электростанцией и жалованья в год получал ещё 800 рублей. Что только не видел этот двор! Уже в советские времена, занимаясь кустарным промыслом, Гризодубов построил в своей мастерской аэросани нешуточных размеров!
Однако всё это было позднее, а пока дворовое место, теперь уже под № 58, по-прежнему не имело основных построек. Только в 1914 году мещане Богатыревы перевели его по дарственной харьковскому купцу и личному почетному гражданину Максиму Васильевичу Селиванову. Купец быстро взялся за дело, и в 1915 году здесь уже возвышался трехэтажный доходный дом, а в глубине двора ― два таких же флигеля (по размерам они ничуть не уступали самому дому).
Здания строились уже со всеми удобствами, центральным отоплением, водоснабжением, электричеством и канализацией, туда была проведена телефонная линия, и в доме и флигелях каждая квартира имела телефонную связь. Все это, конечно, сдавалось внаем и приносило хорошие доходы. Потрясенный революционными событиями и не ожидая для себя ничего хорошего, Селиванов продал в марте 1918 года дом по Мироносицкой купцам-евреям Краковскому, Давидовичу, Степуховичу, Бруксу, Морозовскому и Даллихину. А в 1920 году домовладение, естественно, национализировали.
Одним из жильцов флигеля, который сегодня числится под № 54-Б, был Степан Васильевич Гризодубов. Он занимал квартиру из четырех комнат на первом этаже ещё с 1916 года, поскольку Селиванов оставил его автомобильную мастерскую во дворе, это было удобнее, хотя плата за квартиру была высокой (от 300 до 600 рублей в год), но и условия для жизни его семьи были лучше. В те времена он жил с супругой Надеждой, дочерью Валентиной и родственниками жены. В советские времена Гризодубов некоторое время являлся председателем и казначеем жилищного кооператива № 588. Степан Васильевич пережил оккупацию, а после войны вновь жил в прежней квартире. Его страсть к авиации передалась дочери – Валентине, которая известна как лётчица, Герой Советского Союза, совершившая в 1928 году рекордный по дальности полёт на самолете «Родина».
Сегодня квартира, где жили Гризодубовы ― мемориальный музей.